воскресенье, 19 марта 2017 г.

ФАСАДЫ: В ТЕСНОТЕ, НО НЕ В ОБИДЕ

                                                                         Михаил Ринский

                                   ФАСАДЫ:  В ТЕСНОТЕ, НО НЕ В ОБИДЕ

Эта  поговорка, одна из самых популярных в России, наверное, имеет свои аналоги и в других странах. Но для россиян она ассоциируется прежде всего с теснотой в жилых домах, или попросту – с жилищным кризисом, в котором города советские пребывали все 75 лет. В большинстве же европейских стран подобную фразу горожанин свяжет с шеренгами плотно прижатых друг к другу жилых домов самых различных возрастов, архитектурных стилей и цветов, а то и разной этажности. Причём во многих домах первые этажи отданы магазинам и кафе, фасады домов украшают реклама, цветы и пёстрые флаги стран, анклавов, городов, гильдий, придавая и без того колоритным улицам буквально праздничный вид, А это – как раз то, что привлекает желающих расслабиться отдыхающих и туристов. Нельзя не любоваться, к примеру, улочками английского  Честера (1)
   1   Англия. Честер.
         Колоритная улица
Особенно интересны старинные кварталы городов, буквально музеи под открытым небом, где едва ли не каждый второй дом – экспонат. Здесь рядом можно встретить дома из грубого камня эпохи средневековья, из тёсаного камня и кирпича, из дерева и фахверковые – эпохи готики, украшенные искусной резьбой – эпохи ренессанса,   Реже - и барокко, и модерн. В наши практичные времена многое ценное для искусства и истории на фасадах этих зданий сокрыто под слоями штукатурки или скромно уступает яркому колориту современных красок. (2)
Но опытный глаз всё равно обратит внимание на крыши, окна, нависающие этажи, балконы, лоджии, эркеры, характерные или для эпохи, или для страны, а то и для города.  Многое исторически ценное для изучения архитектурной планировки и быта тех эпох перестроено в интерьерах зданий в угоду современному человеку, его комфорту. И всё-таки десятки различных деталей характеризуют каждое здание и позволяют предположить его родословную.
2   Германия. Кёльн
                 Площадь Бисмарка
Разные страны, времена, стили. Но одно роднит застройку старых частей городов и городков Европы: и южных Италии и Испании, и срединных Швейцарии и Чехии, и северных Шотландии, Нидерландов, Швеции: Это - тесно сплочённые ряды фантастически разнообразных и совершенно необходимых людям творений рук человеческих. (3)
Причём часто несколько таких домов представляют собой фактически одно строение – там, где они не соприкасаются своими торцевыми стенами, а их помещения разделены одной стеной, общей для двух смежных домов.  В этих случаях современные нормы требуют, чтобы хотя бы эта разделяющая стена была по крайней мере брандмауэрной, то есть достаточно огнестойкой, чтобы предотвратить в случае пожара распространение огня на соседний дом. Но в старину далеко не всегда от строителей этого требовали: ещё не хватало ни опыта, ни знаний. И поэтому нередки были случаи, когда сгорали целые кварталы, а то и районы городов.
 В эпоху печей и каминов для отопления, лучин и керосиновых ламп для освещения, случись пожар, жители не могли воспользоваться внутренними лестницами, часто не отгороженными от помещений этажей и имевшими металлические марши, а прежде и деревянные ступени. Причём  и в домах до пяти этажей нередко лестницы были узкие, крутые и даже спиральные, чтобы занимали как можно меньше площади этажа, часто и без  того небольшой.
Доба3   Италия. Асизи. Узкие старинные дома
Ныне практически во всех европейских странах, бережно сохраняя, а то и реставрируя фасады старинных домов,  модернизируют их «начинку», приводя и планировку, и инженерное оборудование в соответствие с современными требованиями технологии и безопасности, выбрасывая печи, перестраивая лестницы, встраивая или пристраивая лифты. При этом  приходится преодолевать немалые трудности, особенно при реконструкции так называемых «узких» домов.
Дома, как правило, не были широкими по фасадам, по три-четыре окна, а то и просто даже узкими, всего с двумя, а то и одним окном на каждом этаже.(4) 
4. Франция. Лазурный берег
      г. Сен-Поль-де-Ванс. 

Естественно, в любую эпоху были свои богатые, имевшие более просторные дома, а со временем – и особняки, и дворцы. Самые богатые не теснились в строю домов улицы или перекупали более просторные участки. К тому же ширина фасадов домов, различная не только в разных городах и странах, но и в разных кварталах городов, во многом зависела от  зажиточности их жителей. Например, на площадях «узкие» фасады встретишь реже, чем  на узких  улочках.
Зато «узкие» по фасаду дома - в небольших городках Европы, многие из которых по-своему не менее привлекательны и колоритны, нередко за счёт предгорного и просто горного рельефа местности или за счёт рек, обычно нешироких. Улочки с вкраплениями таких «узких» домов, изгибающиеся по рельефу и по берегам рек, пёстрые, в сочетании с флорой, мостами – незабываемые картинки, которые обязательно захочет запечатлеть ваша фото- или видеоаппаратура, как это сделал мой «Олимпус» на набережных в Страсбуре (5) и Кальмаре (6) или в горном Сен-Поль-де-Вансе.(4)
5. Страсбур. Набережная

Причин для столь плотной застройки и узких фасадов многих домов было немало. Ещё во времена древнего Рима в городах, обнесённых крепостными стенами, наряду с роскошными виллами патрициев, храмами, форумами, термами-банями, амфитеатрами и сценами театров, аренами битв гладиаторов,  были  улочки  для проезда одной телеги, с тесно прижатыми домами для мелких чиновников, ремесленников, торговцев и их рабов.
6  Кальмар. «Французская Венеция».  
Кварталам этим отводилась площадь застройки по остаточному принципу. Причём население быстро росло, а площадь защищённого городка была ограничена крепостными стенами. Типичный пример – Помпеи, раскопки которых обнажили именно такую планировку города и такие улочки  с непрерывными рядами домов на квартал. (7)
В подобных городах в более поздние столетия дома часто строились на тех же фундаментах, а то и надстраивались. В некоторых европейских странах длина фасада дома  ограничивалась из-за того, что пропорционально длине участка или дома вдоль улицы или длине фундамента взимался муниципальный налог.
7.   Древние Помпеи

 При всех неудобствах непрерывного ряда домов некоторым утешением было то, что с двух сторон они были защищены соседями от холода зимой и перегрева стен летом. Понятно, это не относилось к верхним этажам дома, если он был выше своих соседей.
Дома редко имели одну этажность, одну высоту этажей и одну высоту домов. Каждый дом, как правило, выражаясь языком художников, - «авторская работа». А в смысле органичности улицы в целом - многое зависело от требований местных властей, от их отношения к архитектурному облику города.
 Конечно, идеально подровнять было невозможно, да и неинтересно Но всё-таки относительный порядок с высотой зданий на главных улицах Цюриха, Амстердама, на площади в Брюгге (8). Зато полная разнокалиберность на ратушной площади Антверпена, а на одной из красивейших площадей Брюсселя все дома потрясающе интересны, но по одной стороне площади дома по высоте подровняли надстройками, а по другой они ниспадают лесенкой. (9)
 9. Брюссель. Фрагмент площади.
В некоторых европейских городах  настоящие шедевры – ансамбли площадей, особенно когда центральной доминанте, например – ратуше города, гармонично соответствуют  окружающие площадь здания, как в том же Брюсселе или в Генте. Причём  здания могут быть разных архитектурных стилей и этажности, но в целом – как разные инструменты хорошего симфонического оркестра. (10)
Встроенные «узкие» дома – совсем не редкое явление.  К примеру, фото в чешских курортных Карловых Варах.(11).
10. Гент. Ратуша и строй домов.

Но отнюдь не только в Европе такие стройные и в то же время экзотичные ряды домов. В американской Новой Англии, в Бостоне например, можно встретить по соседству, как музейные экспонаты, типично английские фрагменты улиц, даже с фахверковыми домами.. (12)








11. Чехия. Карловы Вары.

Какие только интересные фрагменты цепочек домов из самых различных материалов и из их «ассорти здесь не встретишь. Очевидно, среди американцев, в общем живущих в достатке, немало фантазёров .(13)
В Китае, при всём своеобразии архитектуры этой страны, те же принципы тесного соседства , в том числе и «узких» домов.(14)



12. Бостон. Фахверковые дома.
Но, пожалуй самый интересный экспонат – узкий многоэтажный домик на нью-йоркском Манхэттене, зажатый между двумя современными гигантами.15) Там же неподалеку – узкий фасад синагоги в ряду тесно прижатых друг к другу многоэтажек.
В последние годы всё чаще используются современные материалы для стен не только высотных, но и многоэтажных зданий. Каждый город старается сохранить по возможности в неприкосновенности свои исторические кварталы и даже районы.


Но жизнь берёт своё, и нет-нет да в рядах домов-«ветеранов» какой-то из них заменяют «новичком». Не всегда архитекторы соблюдают этические нормы, вписывая новое в существующую застройку. 
13. Бостон. "Старые" дома.

Два примера. Если «алюминиевое» здание в центре Лондона, на улице Сент-Джойнис,   «отвечает» архитектуре соседних зданий (16), то трудно понять замысел авторов вычурных зданий в американском городе Кембридже с их фасадами из современных материалов, не вписывающихся в застройку улицы и спорных  с функциональной точки зрения.

К сожалению, подобные, претендующие на современность, но спорные решения автор видел в Праге, Вене. Впрочем,  здесь – лишь его личное мнение.
14. Шанхай. "Узкие" дома торг. центра

Улочки и набережные с рядами многовековых, но «осовремененных» домов – одни из самых интересных достопримечательностей «туристских» городов и городков. Они – и лицо города, и его история, и отражение национальных особенностей, культуры и благосостояния страны и города.


15




 Кафе и магазины в первых этажах «шеренг» этих домов, их витрины, качество товаров, блюд и услуг, реклама, цветы на балконах и в вазонах при входах  и другие атрибуты и приёмы туристского сервиса – в зависимости от качества всего этого  создаётся имидж города, страны.  «Почётный караул» плотных шеренг колоритных домов вспоминается туристу  долго и с особым удовольствием.

фото автора

16.







Комментариев нет:

Отправить комментарий